Как приучить ребенка помогать в домашних делах

Многие мамы обижаются на то, что их дети не хотят убирать свою постель, наводить порядок в комнате, не говоря уже о том, чтобы помочь маме по хозяйству. Другие малыши с удовольствием это делают, даже пирожки лепить помогают. В чем причина и почему дети по разному относятся к своим обязанностям?

Один мудрец как-то сказал, что детей необходимо воспитывать, когда они еще поперек кровати лежат. И в этом он прав с научной точки зрения. Многие жизненные привычки формируются в раннем возрасте. Главное, не заставлять ребенка ничего делать по принуждению.

Приучайте малыша к работе в игровой форме. Не заставляйте, не ругайте и не поощряйте пряником за выполненную работу. Ребенок должен понять с малых лет, что домашняя работа — это обязательная часть повседневной жизни, так как сон и принятие пищи, например. И за это не ждут награду. Однако все же сначала ребенку будет интереснее раскладывать по своим местам что-то новое.

Включив свое воображение, можно придумать много интересных способов, чтобы убрать игрушки и навести порядок в детской комнате. Ребенок воспримет это за интересную игру. Например, дети любят играть в магазин. В конце дня устройте куплю-продажу, вы продаете, ребенок покупает все, что ему нравится, и складывает в коробку. Так игрушки одним мигом будут на месте. При этом можно сочинить веселую песенку.

Если ваш полуторагодовалый малыш нашел где-то тряпку, намочил в воду и моет пол, ни в коем случае не ругайте его и не мешайте. Наоборот, поощряйте и хвалите. Никогда не переделывайте работу детей в их присутствии и не говорите, что не так. Малыш сделал, как сумел, он старался и пытался помочь.

Можно понять маму, она обеспокоена безопасностью ребенка и старается поддерживать чистоту в доме, поэтому слова «не лезь», «не трогай», «не бери» ежедневно звучат из ее уст. Если вы ограждаете ребенка от горячей кастрюли, то объясните ему, что это больно, это печет пальчик и так далее. Если ребенок неправильно поймет ваши запреты, то в его подсознании выработается отвращение к любой физической работе. Это же касается не только работы, но и творчества.

Можно поиграть в дворника, заметать игрушки веником, собирать лопатой и бросать в мусорный контейнер. При желании, вы сможете ежедневно придумывать новую игру. Например, складывать игрушки по цветам, по размерам, по составу материала, по полу (мальчик или девочка). Детскую посуду на ночь можно «ставить в печку варить обед». При этом печкой послужит полочка на стене. А утром, собираясь в садик, скажите ребенку, «видишь, как чисто в комнате, все игрушки на месте, не мешают нам собраться в садик, и мы не опоздаем на вкусный завтрак».

А вечером скажите малышу «можешь теперь поиграть, смотри — все игрушки чистые, не в пыли, они все отдохнули и могут играть». Таким образом, малыш ненавязчиво сам поймет, какая польза от того, что он убрал игрушки и будет с удовольствием убирать уже без никакой игры. Так ненавязчиво, в игровой форме, вы приучите свое чадо поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, а потом и в доме.

Матушка-природа очень умна. Она заложила в маленькое создание все необходимые инстинкты. Ребенок еще не знает, но чувствует, к чему ему необходимо приучаться. Однажды, жена всемирно известного композитора Доги спросила: чем тебе помочь? А он ответил, главная помочь мне с твоей стороны — не мешать. Этот великий человек мог часами сидеть и наблюдать за движущимися по небу облаками. Творческие люди это поймут, так как таким способом черпается вдохновение. Чтобы приучить ребенка к работе по дому, ему также нельзя мешать и запрещать.

Если у вас на ужин вареники, и вы месите тесто, не бойтесь, что пол запачкается мукой, дайте немного теста и крохе-дочке, пусть и она лепит. При таком подходе к воспитанию детей ваша десятилетняя дочурка накормит вас настоящими вкусными варениками, а в пятнадцать лет сварит борщ.